Блеск и нищета китайского автопрома
Статья о том, как работают производственные линии по сборке китайского «вседорожника» Great Wall Hover. Если знаете китайский язык, можете сами посмотреть на их сайте.
Помимо самих автомобилей, китайский Great Wall готов познакомить посетителей своего сайта с одним из заводов. Понятное дело, нам показывают производство "Ховера" - для него используются самые передовые технологии «Грейт Уолла».
Первое впечатление - площади всех цехов задействованы в лучшем случае наполовину. Неоправданная расточительность? Ни в коем случае! Просто производственные площади закладывались на перспективу. Если в прошлом году все заводы «Грейт Уолла» выпустили 200 000 автомобилей, то план на 2013-й уже 500 тысяч.
Другая характерная особенность - сочетание передовых и примитивных технологий. Например, в сварочном цехе рядом с японскими роботами трудятся десятки рабочих, которые сваривают детали в кондукторах. Это также объясняется объемами выпуска. Когда завод производит 70 000 машин в год (а мы, напомню, видели производство только одной модели) максимально автоматизировать процесс нецелесообразно экономически. Поэтому автоматизированы лишь наиболее ответственные участки, а там, где это возможно, используется дешевый труд китайских рабочих.
Бросилось в глаза, что металл, из которого штампуют кузовные детали, используется очень толстый - 1 мм для кузовных панелей и 1,5 мм для силовых элементов (что примерно на 0,2-0,4 мм больше, чем принято в автоиндустрии). Это говорит о невысоком по современным меркам качестве стального проката и штампов. Прессы тоже маломощные. В результате - кузова штампуются "нежно" и на участке сборки их постоянно подправляют вручную - прямо как при производстве штучных суперкаров!
Та же картина и на моторном заводе. С одной стороны - высокоточные автоматические линии. С другой - значительная доля ручного труда и... ручные микрометры в руках контролеров.
При нынешних объемах производства такое положение вещей можно считать вполне нормальным. В конце концов, на российских заводах, выпускающих иномарки в тех же количествах, производство организовано примерно так же. Но когда на одном предприятии будут делать хотя бы 150 тысяч в год, китайцы непременно упрутся в примитивные технологии, которые при таких объемах выпуска уже не позволят добиться должного качества.
На "Грейт Уолле" это прекрасно понимают. И подходят к вопросу конструктивно. Если при нынешних объемах существующие технологии оправданы - будем использовать их. Возникнет необходимость - установим дополнительные роботы или автоматические линии. И подтверждение того, что китайцы не только так думают, но и делают, можно увидеть здесь же, в цехах. Добрая половина высокоточного оборудования - с иголочки новое.