Skip to main content

Вопросы и ответы по всевозможным темам - узнайте что-то новое!

Что такое стоицизм и как он может изменить вашу жизнь к лучшему?

Философия стоицизма зародилась более двух тысячелетий назад, но её принципы не теряют актуальности и сегодня. Что позволяет этому древнему учению оставаться востребованным в эпоху цифровых технологий и постоянных перемен? Почему всё больше людей обращаются к стоической мудрости в поисках душевного равновесия?

СТОИЦИЗМ: МУДРОСТЬ ДРЕВНИХ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИПознакомьтесь с философией стоиков — учением о внутренней свободе и гармонии с природой. История стоической школы от Зенона до Марка Аврелия, практические советы по применению стоических принципов в повседневной жизни и влияние на современное мышление.

В мире, где стресс стал постоянным спутником, а неопределённость — нормой жизни, философия стоиков предлагает надёжный компас для навигации по бурным водам современности. Она учит нас отличать то, что в нашей власти, от того, что нам неподвластно, и сохранять спокойствие перед лицом любых испытаний.

Истоки стоицизма: от Древней Стои до наших дней

Стоицизм — философская школа, возникшая в Афинах около 300 года до нашей эры, в период раннего эллинизма. Своё название она получила от места, где основатель учения Зенон Китийский проводил свои первые философские беседы, — Расписной стои (портика) на афинской агоре.

Изначально это учение называли «зенонизмом» по имени его основателя. Интересно, что до появления философской школы название «стоики» относилось к сообществу поэтов, которые собирались в той же Стоа Пойкиле примерно за сто лет до Зенона и его последователей.

В отличие от других философских школ того времени, Зенон не мог позволить себе приобрести отдельное здание для своих занятий, как Академия Платона или Лицей Аристотеля. Поэтому его последователи собирались под открытым небом, в тени Расписной стои, где каждый желающий мог присоединиться к философским дискуссиям. Демократичность и открытость стали отличительными чертами стоицизма с самого его зарождения.

Периоды развития стоицизма

История стоицизма традиционно делится на три основных периода:

Древняя (Старшая) Стоя (конец IV — середина II века до н.э.) В этот период были заложены основы стоического учения. Наиболее значимыми фигурами этого времени были:

  • Зенон Китийский (ок. 336–264 гг. до н. э.) — основатель школы
  • Клеанф (ок. 330–232 гг. до н. э.) — преемник Зенона
  • Хрисипп из Сол (281/277–208/205 гг. до н.э.) — систематизатор стоического учения

К Древней Стое также относились Зенон Тарсийский, Диоген Вавилонский, Антипатр из Тарса, Персей Китийский, Аристон, Герилл, Сфер Боспорский и другие мыслители. Именно благодаря их усилиям стоицизм стал одной из самых влиятельных философских школ эллинистического мира.

Средняя Стоя (II–I века до н. э.) Этот период часто называют «стоическим платонизмом», поскольку представители Средней Стои активно интегрировали в своё учение элементы философии Платона. Ключевыми фигурами этого периода были:

  • Панетий Родосский (ок. 180–110 гг. до н. э.)
  • Посидоний (ок. 135–51 гг. до н.э.)

Эти философы способствовали распространению стоицизма в Риме, в то время как Архедем из Тарса принёс стоическое учение в Вавилон. К Средней Стое также относились Мнесарх, Дардан, Гекатон Родосский, Диодот, Гемин, Антипатр из Тира, Афинодор и другие мыслители.

Поздняя Стоя (I–III века н.э.) Этот период также известен как «римский стоицизм». Именно в это время стоицизм достиг наибольшего влияния, став не просто философской школой, но образом жизни для многих представителей римской элиты. Наиболее известными представителями Поздней Стои были:

  • Луций Анней Сенека (4 г. до н.э. — 65 г. н.э.)
  • Эпиктет (50–138 гг. н.э.)
  • Император Марк Аврелий (121–180 гг. н.э.)

Помимо них, значительный вклад в развитие позднего стоицизма внесли Музоний Руф, Секст Херонейский, Гиерокл, Корнут, Евфрат, Клеомед, Юний Рустик и другие философы. Римский стоицизм отличался особым вниманием к практической этике и гражданским добродетелям, объединяя идеал философа-мудреца с образом «доблестного мужа» — гражданина, верного своему долгу перед обществом и государством.

После III века н. э. влияние стоицизма постепенно ослабевает, особенно с распространением христианства, которое в IV веке становится государственной религией Римской империи. Однако многие стоические идеи были восприняты христианской философией и продолжили существовать в новом контексте.

В последующие эпохи интерес к стоицизму периодически возрождался. Особенно заметными были возрождения стоицизма в эпоху Возрождения (неостоицизм) и в современный период (современный стоицизм).

Учение стоиков: логика, физика, этика

Принципы стоикв

Стоики разделяли свою философию на три взаимосвязанные части: логику, физику и этику. Диоген Лаэртский отмечал, что такое деление восходит ещё к Зенону Китийскому, который, возможно, ввёл сам термин «логика» в философский обиход.

Для наглядного пояснения взаимосвязи этих частей стоики использовали различные метафоры. Они сравнивали философию с плодоносящим садом, где логика соответствует ограде, защищающей сад, физика — растущему дереву, а этика — плодам. Также они проводили аналогию с животным, где логика — это кости, физика — мясо, а этика — душа. Или с яйцом, где логика — скорлупа, физика — белок, а этика — желток.

Хотя Клеанф предлагал более дробное деление, выделяя шесть частей философии (диалектику, риторику, этику, политику, физику и теологию), большинство стоиков придерживались традиционного трёхчастного деления. При этом Зенон и Хрисипп считали логику первостепенной, хотя расходились во мнениях о том, что важнее во вторую очередь — физика или этика.

Логика стоиков

Стоики понимали логику весьма широко, включая в неё не только собственно логическое учение в современном понимании, но и риторику («науку говорить») и диалектику («науку спорить»). Логика в их понимании охватывала учение о представлениях, суждениях, умозаключениях и доказательствах.

Исходным пунктом стоической теории познания является материя. Хрисипп говорил, что восприятие изменяет состояние нашей материальной души, а Зенон считал, что оно отпечатывается в душе, как в воске.

Стоики внесли революционный вклад в развитие теории познания. До них философы часто рассматривали разум как нечто самоценное, способное непосредственно познавать истину. Стоики же утверждали, что истина не просто познаётся как нечто неизменное и данное извне, но формируется в процессе осмысления воспринимаемой действительности интеллектом.

Согласно Сексту Эмпирику, стоики признавали истинным лишь некоторую часть ощущаемого и мыслимого. При этом ощущаемое становится истинным не непосредственно, а лишь «посредством своего отношения к соответствующим ему мыслям». Таким образом, истина оказывается продуктом интеллектуального анализа человеком своих восприятий.

Стоики считали, что истина не является чем-то внешним, но и не принадлежит непосредственно интеллектуальному мышлению. Она возникает как результат согласия интеллекта с предметной сущностью явления или объекта. Причём такое согласие требует интеллектуальных усилий, на которые, по мнению стоиков, способны не все, а только мудрецы.

Деление на «мудрецов» и «глупцов» у стоиков ознаменовало отказ от предшествующей концепции разума как бога, определяющего всё сущее. У стоиков разум сохранился как первопричина всего в учении о природе («физике»), но в теории познания («логике») он обрёл новую силу: возможность определять истинность именно в плане оценки феноменов действительности. Если раньше для достижения истины было достаточно «просто мыслить», то теперь требовался акт согласия мышления с мыслимым.

Стоики фактически заложили основы научной методологии, указав на необходимость доказательства, а не просто «открытия» истины путём философских размышлений. Они поняли, что истина должна быть найдена путём оценки гипотез и может быть опровергнута в будущем. Это приближает их к позитивизму: явление может существовать теоретически, но истинным оно считается только после получения доказательств на практике.

Стоики первыми осознали суть научного подхода: не принимать за истину «очевидное», ничего не принимать на веру, а постоянно искать истину и сомневаться в «очевидном». Они поняли, что мышлению нужно осмысливать не некую «абсолютную истину», а феномены восприятия — по сути, заниматься теоретическим моделированием и поиском научной истины.

Физика стоиков

Физика, или учение о природе, в стоицизме носит ярко выраженный пантеистический характер. Стоики представляли мир как живой организм, управляемый имманентным божественным законом — логосом. Человеческая судьба рассматривалась как проекция этого логоса, поэтому стоики считали бессмысленным спорить с судьбой или пытаться избежать её испытаний.

Согласно стоицизму, всё сущее телесно и различается только степенью «грубости» или «тонкости» материи. Сила понимается не как нечто нематериальное или абстрактное, а как тончайшая материя. Сила, управляющая миром в целом, отождествляется с Богом. Вся материя представляет собой модификации этой божественной силы, находящиеся в постоянном изменении и снова и снова растворяющиеся в ней.

В центре теологии стоиков находится логос, который неразрывно связан с материей. Он смешивается с ней, пронизывает её насквозь, формирует и образует её, тем самым создавая космос.

Взаимосвязь всего со всем понимается как осмысленный порядок, реализуемый божественной волей. Такой порядок стоики называют роком, а предопределённую им цель — провидением.

Стоики не отрицали существование реальности как таковой, но указывали, что мы воспринимаем её только в нашем субъективном отношении; «объективное» восприятие невозможно. Это было первым осознанием проблемы различия между «реальностью для себя» и «действительностью для нас», неустранимости фактора субъективности восприятия.

Бытие, «реальность для себя», существует независимо от нас, при этом наука не может познавать бытие непосредственно и трактует истину как согласие мышления с мыслимой предметностью, действительностью. Таким образом, научная истина определяется в процессе познания, а не существует в готовом виде. Из понимания возможности ошибок познающего субъекта следует необходимость постоянного поиска истины, а не вера в её достижение.

Этика стоиков

Этика была, пожалуй, самой важной частью стоического учения. Именно этическое учение стоиков оказало наибольшее влияние на последующие поколения и остаётся актуальным по сей день.

В этике стоицизм близок к киникам, однако не разделяет их презрительного отношения к культуре. Согласно стоикам, все люди — граждане космоса как мирового государства. Стоический космополитизм уравнивал (по крайней мере, теоретически) перед лицом мирового закона всех людей: свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин.

Исходная идея стоической этики — это предопределённый ход мировых событий (детерминизм). Цель человека заключается в том, чтобы невозмутимо (апатично, мужественно, стойко) жить «в согласии с природой», которой управляет логос. Это единственный способ достичь гармонии. «Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит», — гласит стоическое изречение.

Отход от этого принципа приведёт к рабству страстей и аффектов, которые суть «несогласные с природой движения души». Стоики выделяли четыре вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать, пользуясь правильным суждением.

Согласно стоикам, любое нравственное действие является самосохранением и самоутверждением, причём личное самосохранение должно включать в себя заботу о других, что, в свою очередь, способствует достижению общего блага. Все грехи и безнравственные поступки — это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы.

Согласно стоикам, самосохранение как цель есть не только у людей и животных, но и у растений, хотя пути её достижения различаются. Растения не способны что-либо ощущать и поэтому просто сохраняют себя. Животные могут ощущать, поэтому стремятся к самосохранению, но не осмысленно, а лишь в соответствии с физическими ощущениями. Человек же стремится к самосохранению осмысленно. При этом такое сохранение относится именно к мышлению — важно «духовное» самосохранение, а не физическое, как у животных.

Благом стоики считали не физическое выживание, а способность жить своим разумом, что соответствовало гносеологической позиции восприятия теоретического мышления как единственной опоры человека в этом мире. Важен был не результат, а сама работа мышления как процесс, который в будущем может быть скорректирован.

Стоики делили все вещи на благо, зло и безразличие (адиафора). Следует отдавать предпочтение вещам, связанным с природой. Стоики проводили такое же различие между поступками. Существуют дурные и благие поступки, а средние поступки называются «подобающими», если в них реализуется естественная предрасположенность.

Стоикам была свойственна мысль о внутренней свободе человека. Будучи убеждёнными в том, что мир детерминирован («закон судьбы вершит своё право... ничьи мольбы его не трогают, ни страдания не сломят его, ни милость»), они провозглашали внутреннюю свободу человека высшей ценностью: «Тот, кто думает, что рабство распространяется на личность, заблуждается: его лучшая часть свободна от рабства».

Примечательно также, что стоики выступали против рабства. Это напрямую вытекало из их этики и онтологии. Поскольку, по их мнению, все люди одинаково являются творениями божественного провидения, подчиняются единому божественному закону и каждый из них обладает частицей божественного разума, ни один человек не имеет права подчинять себе другого.

Стоицизм в действии: практические принципы

Как философия стоиков помогает преодолевать жизненные трудности?Как философия стоиков помогает преодолевать жизненные трудности?

Стоицизм — это не просто абстрактная философия, а практическое руководство к жизни. Вот основные принципы стоической практики, которые могут быть полезны и в современном мире:

Разделение контролируемого и неконтролируемого

Один из центральных принципов стоицизма, который можно найти уже в «Руководстве» Эпиктета, — это чёткое разграничение того, что находится в нашей власти, и того, что нам неподвластно. По мнению стоиков, в нашей власти находятся только наши собственные суждения, желания, стремления и отвращение — всё то, что является нашими действиями. Всё остальное — не в нашей власти.

Эпиктет учил: «Из всего существующего одно в нашей власти, другое — не в нашей власти. В нашей власти наше мнение, наши стремления, наши желания, уклонения и, одним словом, всё, что является нашим делом. Не в нашей власти наше тело, собственность, репутация, должность и, одним словом, всё, что не является нашим делом».

Следуя этому принципу, стоик стремится не тратить свою эмоциональную энергию на то, что он не может изменить, и полностью сосредоточиться на том, что действительно зависит от него. Это позволяет избежать ненужных страданий и разочарований, возникающих из-за нереалистичных желаний и ожиданий.

Принятие судьбы

Стоики считали, что мир управляется божественным законом — логосом, и всё происходящее имеет свою причину и цель. Марк Аврелий писал: «Всё, что происходит, происходит справедливо... если присмотреться, то можно это обнаружить».

Принятие судьбы не означает пассивность или фатализм. Напротив, стоики призывали к активной деятельности в соответствии с природой и разумом. Сенека говорил: «Судьба ведёт того, кто согласен, и тащит того, кто не согласен». Принятие того, что некоторые вещи находятся вне нашего контроля, освобождает нас для более эффективных действий в тех сферах, где мы действительно можем что-то изменить.

Практика негативной визуализации

Стоики разработали ряд практических упражнений для тренировки ума и укрепления характера. Одно из таких упражнений — «негативная визуализация» (praemeditatio malorum), или предварительное размышление о возможных негативных событиях.

Эта практика заключается в том, чтобы регулярно представлять себе различные неприятности или потери, которые могут произойти в жизни: болезнь, бедность, изгнание, смерть близких людей и даже собственную смерть. Цель такого упражнения — не вызвать беспокойство или тревогу, а, напротив, уменьшить страх перед этими событиями и психологически подготовиться к ним.

Сенека советовал: «Постоянно размышляй о том, что все обстоятельства, которых мы боимся, могут случиться с нами каждый день... То, чего мы боимся, настигнет только того, кто не готов».

Практика негативной визуализации также помогает нам ценить то, что у нас уже есть, не воспринимая это как должное. Осознавая временность и хрупкость всего, что нам дорого, мы можем испытывать больше благодарности и наслаждаться настоящим моментом.

Самоанализ и дневниковая практика

Ежедневный самоанализ был важной частью стоической практики. Сенека писал: «Когда гаснет свет и моя жена, зная мою привычку, молчит, я анализирую весь свой день и пересматриваю все свои дела и слова. Я ничего не скрываю от себя, ничего не упускаю».

Марк Аврелий практиковал эту форму самоанализа, записывая свои размышления, которые впоследствии стали известны как «Размышления» или «К самому себе». Эта книга никогда не предназначалась для публикации и представляет собой личный дневник императора, в котором он фиксировал свои мысли, наблюдения и напоминал себе о стоических принципах.

Современные стоики часто рекомендуют вести «стоический дневник», записывая в него свои мысли, поступки и эмоции, а также анализируя их с точки зрения стоической философии. Это помогает развивать самосознание и постепенно корректировать своё поведение и мышление в соответствии с выбранными ценностями.

Умеренность и самоограничение

Стоики не призывали к аскетизму, как киники, но ценили умеренность и самоограничение. Эпиктет рекомендовал периодически практиковать добровольные лишения, например, голодание или отказ от комфорта, чтобы укрепить характер и снизить зависимость от внешних благ.

Сенека, несмотря на своё богатство, писал: «Назначай себе время для воздержания от удовольствий и временного принятия бедности, чтобы ты не боялся того, к чему часто готовишься».

Такая практика учит нас отличать действительно необходимое от просто желаемого, а также готовит к возможным трудностям в будущем. Кроме того, временное самоограничение помогает нам больше ценить простые удовольствия и не становиться рабами своих желаний.

Космическая перспектива

Стоики рекомендовали периодически рассматривать вещи с «космической точки зрения» — представлять себя частью огромной вселенной, видеть повседневные заботы в контексте вечности и бесконечности космоса.

Марк Аврелий писал: «Когда ты огорчён чем-то внешним, ты огорчён не этим обстоятельством, а своим суждением о нём. И это суждение ты можешь изменить прямо сейчас. […] Вспомни о том, как мало места ты занимаешь во вселенной, какая малая часть вечности отведена тебе и как незначительны твои дела по сравнению с судьбой».

Такой взгляд помогает сохранять спокойствие в трудных ситуациях, видеть вещи в их истинном свете и не преувеличивать значимость повседневных проблем.

Влияние стоицизма на мировую культуру

Стоицизм оказал огромное влияние на западную мысль, став одним из важнейших направлений древнегреческой философии наряду с платонизмом и аристотелизмом. Его влияние прослеживается в различных областях, от богословия до современной психотерапии.

Влияние на христианство

Стоицизм оказал значительное влияние на формирование раннего христианства. Такие стоические идеи, как божественный Логос, естественное право и естественное равенство людей, были восприняты христианскими мыслителями и интегрированы в христианское богословие.

Блаженный Августин в своём сочинении «О граде Божьем» многое заимствовал у Марка Аврелия. Некоторые исследователи также отмечают стоические мотивы в посланиях апостола Павла, хотя степень прямого влияния остаётся предметом дискуссий.

Стоическое учение о терпении и невозмутимости перед лицом страданий нашло отклик в христианской морали. Христианское мученичество и стоическое принятие судьбы имеют определённые параллели, хотя и базируются на разных мировоззренческих основаниях.

Влияние на философию Нового времени

После периода относительного забвения в Средние века интерес к стоицизму возродился в эпоху Возрождения и в начале Нового времени. Выдающиеся представители неостоицизма, такие как Юст Липсий (1547–1606), способствовали распространению стоических идей в интеллектуальных кругах Европы.

Стоические концепции повлияли на философию Спинозы, особенно на его учение о свободе как осознанной необходимости. Кантовская этика долга также имеет определённые параллели со стоической этикой, хотя Кант критически относился к некоторым аспектам стоицизма.

Стоицизм и современная психология

В XX веке стоические идеи неожиданно нашли продолжение в когнитивной психотерапии. Основоположник рационально-эмотивной поведенческой терапии

Знаменитые философы, ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ, Стоицизм, Принципы стоицизма, Учение стоиков, Жизнь в согласии с природой

НОВЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Научное определение понятия - Вселенной   Вселенная - это всё существующее пространство-время, включая всю матери...

Научное определение понятия - космос Космос - это всё пространство за пределами атмосферы Земли, включающее в себя ме...

Философия стоицизма зародилась более двух тысячелетий назад, но её принципы не теряют актуальности и сегодня. Что позвол...

ПОПУЛЯРНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Самая большая черепаха в мире - кожистая черепаха Кожистая черепаха (от лат. «dermochelys coriacea» ) – это черепаха ...

БОЛЬШЕ НЕТ

ЕЩЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Знаете ли вы все о целебных свойствах лаврового листа? Может ли обычная приправа творить чудеса? Лавровый лист, извест...

Рыба-парусник (Istiophorus platypterus) заслуженно считается одним из самых впечатляющих морских обитателей. Этот удивит...

БОЛЬШЕ НЕТ