История чая в Китае
Удивительный факт: чай, который мы с вами пьем сегодня каждый день, изначально не был повседневным напитком. История чая началась с народной медицины, так как использовался он изначально в качестве лекарственного растения. Хотя, иероглифы, обозначающие китайский чай, не были стандартизированы: весьма вероятно, что некоторые другие символы означают в китайских медицинских книгах ссылку на то же растение Camellia Sinensis которое мы теперь называем чаем.
Почти каждая китайская книга о чае начинается с более поздней истории об императоре Шен Нонге, который обнаружил лекарственные свойства чая. Этому императору, жившему в 2700 годах до н.э. приписывают изобретение сельского хозяйства и открытие многих растений, используемых для производства продуктов питания и лекарств. Сегодня трудно сказать, являются ли все эти свидетельства достоверными. Но их набралось немало, и каждое понемногу проливает свет на историю необыкновенного напитка.
Династии Цинь и Хань: начало пути
Мировые историки считают самыми точными сведения, оставленные ученым Гу Янву (1613-1681) который писал, что употребление чая в Китае началось тогда, когда династия Цинь (221-206 до н.э.) завоевала область Ва Шу (современная провинция Сычуань), где в то время уже были налажены сбор и производство чая.
Свое последующее распространение напиток получил через династию Хань (202 -220 до н.э.) и широко использовался как лекарственное средство, способное просветлять ум и очищать организм от ядов. В известном древнем трактате «Изначальная книга божественного дракона» написано: «Чай по вкусу горький. Когда человек его пьет, то лучше мыслит, спать ему хочется меньше, тело приобретает легкость и зрение проясняется». После заката династии Хань единая империя распалась, и 370 лет провинции существовали разобщено под шестью правящими династиями.
Это был длительный, хаотичный период становления государства, укрепления религии. В Китае утвердился буддизм, и в многочисленных монастырях начали выращивать чай: в качестве напитка, способствующего медитации. Примерно в то же время чай стали подавать гостям вместо горячительных напитков, неуместных в монастырях.
Династия Тан: настоящая популярность
Самое широкое распространение и признание чай получил во время правления династии Тан. Этот период называют «золотым веком чая». Правление династии Тан, длившееся без малого триста лет (618-907), было ознаменовано культурным расцветом самой большой империи в мире. Наибольшее развитие в это время получили: поэзия, пейзажная живопись, фарфоровое производство, был открыт «шелковый путь». Изысканный фарфор и шелк потекли в разные концы света. Это была эпоха, когда аристократия одевалась шикарно, в обществе ценились женская красота, роскошь, породистые лошади, дорогое убранство. Как лесной пожар, в этот период распространился буддизм.
Что касается чая, то памятны две вещи периода династии Тан:
- кроме черного, начали употреблять и зеленый чай. Стали прессовать его в бруски и заваривать с другими специями (ягоды можжевельника, имбирь, зеленый лук, соль и многое другое). Подавать напиток стали в кувшинах, эпоха чайников наступила позже;
- путешественник Лу Юй (Большой шалфей) в прошлом сирота, воспитывавшийся в буддийском монастыре, исходил вдоль и поперек весь Китай и написал свою знаменитую книгу об истории чая. Он подробно и доходчиво описал способы выращивания чая в различных областях и оборудование, используемое для его производства. Все это в дальнейшем способствовало распространению чая и завоеванию этим напитком новых территорий за пределами Поднебесной. Во времена династии Тан чай впервые стали выращивать в Японии и на Тибете.
Надо сказать, что в период правления династии Тан чай распространился по всему Китаю. Его пили все: начиная от высшей аристократии и заканчивая бродячими нищими (а знать превратила чаепитие в сложный и многоступенчатый ритуал, ставший впоследствии одним из символов китайской культуры). Чай стал настолько популярным, что правительство ввело на него специальный налог: было создано бюро по регулированию торговли чаем, а сами чайные листья использовали в качестве валюты в товарообмене с кочевниками из приграничных районов Китая.
Династия Сун: ни дня без чая
На смену Тан пришла династия Сун (907-1279), при которой продолжала развиваться живопись, совершенствовалось производство изысканного фарфора, развивалась наука. Династия Сун была блестяще образована, но политически слаба. Правление династии Сун делится на два периода: правление Северной Сун (когда Китай был объединен, и основной капитал был сосредоточен на севере); и правление Южной Сун (когда северная часть империи была захвачена северо-восточными племенами, и произошел отток капитала в эту часть страны).
Несмотря на период ослабления империи, длившийся 500 лет, правление Сун ознаменовалось развитием «классического» Китая. Во всех районах империи правили образованные мандарины, которые были обучены основам классики, философии, истории и сдавали соответствующие экзамены. Эти элегантные люди много времени проводили в роскошных садах: слушая музыку, сочиняя стихи, рисуя картины для друзей. Мандарины очень любили чай. В эпоху Сун зеленый чай растирали в порошок и бамбуковой метелкой взбивали в пенистый напиток. Вы, возможно, видели этот вид чая в японской чайной церемонии, где такой обычай все еще сохранился (этим способом пользуются монахи в Японии).
Чай по-прежнему был доступен для всех классов. Известный правительственный чиновник того времени Ван-ши сказал, что чай равен рису и соли, потому что без него невозможно прожить дня.
В эпоху Сун производство чая распространилось на юго-восток области Фуцзянь, которая и сейчас остается основной чайной провинцией. Высокое качество чая, произведенного в Сун, породило интересный обычай «доу ча» или «конкурс чая», в котором учитывались не только качество чайного листа, оборудование и вода для напитка, но и окончательно приготовленная чаша вспененного чая. Люди соревновались в умении приготовить самую красивую и вкусную чашу чая, в котором главным критерием была пена. Высоко ценились черные и коричневые чаши, так как они подчеркивали цвет чая и пену. Loose чай (мелколистовой), в отличие от крупнолистового чая популярного во времена ранних династий, становится все более распространенным явлением. Однако чайник не приобрел еще современный внешний вид.
Династия Мин: здравствуй, чайник
Династия Мин (1368-1644) при которой активно развивались литературные стили и живопись, а также появился синий и белый чайный фарфор, пришла на смену следующему за династией Сун трагическому 90-летнему периоду. Всем Китаем в эти годы правили монголы: впрочем, время их правления не так уж важно для понимания истории чая.
Во времена сильной, по-драконьи агрессивной династии Мин в обиходе появились чайники, а также сложился обычай пивоварения с добавлением чая. Стала применяться популярная и в наши дни горячая обработка свежих листьев чая на сухой сковороде. Чаи, столь популярные во времена Сун, исчезли: на их смену пришли новые душистые чаи с горы Уишань Фуцзянь. В то время в Китае появились чайные заведения, чай стали продавать во время представлений в оперных театрах. В период правления Мин была написана половина книг о чае, известных в 20 веке.
Во времена династии Мин в городе Джингдеже был создан синий и белый фарфор, появились знаменитые неглазурованные, красновато-коричневые чайники из Исин получившие большую известность. Благодаря европейцам, приезжающим за чаем в Китай, запад перенял у Мин обычай заваривать напиток в чайнике. Поскольку англичане импортировали чай через Фуцзянь порт Сямынь (Амой), то на местном диалекте здесь для этого напитка стали использовать слово «Тэ». В других провинциях Китая для обозначения чая было и остается наиболее распространенным слово «Ча».
Династия Цин: чайное изобилие
Династия Цин маньчжурской этнической группы управляла Китаем с 1644 по1911г. Это время отмечено богатством декоративных стилей фарфора и развитием пекинской оперы. В течение правления маньчжурской династии Цин границы Китая расширились дальше, чем в любой предыдущий период. Китай продолжает создавать новые чаи: в том числе Улун и большое множество сортов душистого чая. Легкий чай Цзин («Колодец Дракона») стал популярным после того, как император Цяньлун в 1751 году посетил район Фуцзянь (недалеко от современного Ханчжоу), где выращивали знаменитый Улун. После этого в середине 1800-х годов область Анси полностью превращается в место производства этого чая. С 1860-х годов Улун Тайвань стал значимым продуктом экспорта.
Ароматный и слегка окисленный чай Баочжун появился в Тайване в 1881 году.
Огромное количество серебра, выплачиваемого европейцами за импорт чая, вызвало два важных события: - продажу опиума в Китае (как продукта, способного остановить утечку серебра), который, в свою очередь вызывает опиумные войны и опустошает Китай; - решение британцев выращивать чай в Индии. Использовать ее, как более дешевый, чем Китай источник чая. Это негативно отразилось на Китае и привело к дальнейшему развитию колониальной Индии.
Чай и политика
Трудно излагать историю чая в Китае в двадцатом веке. На производство продукта оказали влияние серьезные политические неудачи, хаос и войны, длившиеся с 1912 по 1949 год. Сказалась и коммунистическая коллективизация чайных плантаций, и повсеместное закрытие чайных, предпринятое с 1949 по 1990 год. Сегодня картина кардинально меняется, так как на приватизированных семейным бизнесом плантациях вновь производится чай высокого качества. Фермеры Тайваня инвестируют средства в развитие чайной отрасли а в городах возрождается чайная культура. Интересны и два других современных направления: развитие органического земледелия, а также производство известных на весь мир, фирменных сортов китайского чая. Постепенно доходы китайцев растут, уровень жизни существенно улучшается, а следом колоссально вырастает потребление чая внутри страны. Вслед за этим чай дорожает и становится модным напитком в разных уголках мира. И сегодняшний период можно назвать эпохой расцвета китайского чая, будущее которого обещает быть таким же интересным, как и прошлое.
Напитки, Чай, Китай, Ошибки истории, История еды - продуктов питания, История напитков