Небольшой порт, что расположен в Аньере, отправляет суда в Зондский пролив, который и отделяет остров Ява от Суматры. Вышли мы оттуда только в четыре часа дня. Хотелось отправиться пораньше, но нам с серьезным видом объявили, что в Индонезии сделать что-то вовремя невозможно. Так вышло и в этот раз. Яхта, на которой нам предстояло идти к островному вулкану Анак-Кракатау, жерло коего высится над океанскими волнами, пришла позже, чем ожидалось. Готовились мы к отплытию еще дольше, чем ждали. Но, шкипер вселял уверенность своим безмятежным видом и вера в то, что мы все же доплывем до вулкана сегодня, усиливалась.
Анак-Кракатау
С самого детства у меня был интерес к Кракатау. Не то, чтобы я невероятно увлекался этим вулканом. Я знал только то, что это страшный вулкан. Последнее серьезное извержение произошло в 1883 году и поразило весь мир. В Джакарте, поговаривают, дубовые двери слетели с петель, а это более ста двадцати километров от эпицентра извержения. Солнце было закрыто пепельными тучами несколько дней, а огромное цунами, размером с десятиэтажный дом, уничтожило более трех сотен населенных пунктов на Яве и близлежащих островах. Спустя несколько лет из водной глади поднялся новый вулканический кратер, который получил название «Анак-Кракатау», что в дословном переводе звучит как «Дитя Кракатау». Вулкан растет каждый год и сегодня его высота уже превышает восемьсот метров.
Яхта плыла очень размерено, будто не желая подходить к вулкану так близко. Закат, поражающий своей красотой, очень быстро превратился в тропическую ночь, однако капитан яхты сказал, что промежуточных остановок на ночлег не будет. Основной навигационный девайс судна – большой фонарь, работал на полную мощность, освещая водную гладь перед нами. Вскоре мы уже различали берега острова, которые казались намного ближе, чем на самом деле. Под луч фонаря попал пляж и один из матросов, неожиданно оглушив нас звуком скованной цепи, скинул в воду якорь. К слову, все мастерство капитана яхты я сумел оценить только утром, когда рассвело и стало видно, где мы плыли. Несколько больших отмелей, узкий проход в бухту. Ночью здесь чувствовать себя безопасно мог только настоящий морской волк.
После того, как якорь был брошен, вся наша небольшая компания под предводительством проводника отправилась к вулканическому пляжу. Потом были ночные заросли, склон и небольшая ровная площадка. Сзади нас был океан, а впереди возвышался вулкан, тень которого едва виднелась на фоне черного звездного неба. Интересно, что виднелась и струя дыма, выходящая из вершины тени, однако никаких серных запахов не было. Воздух свежий, влажный и немного прохладный. После небольшой прогулки мы вернулись на яхту. Я понимал, что моя мечта, увидеть Анак-Кракатау вблизи, наконец-то сбылась.
Джокьярта
Обратно плыть было не так приятно, как к острову. Погода очень сильно испортилась, поднялся ветер, над нами начали появляться явно грозовые тучи. Чуть позже пошел сильный дождь. На горизонте виднелись водные торнадо. Впечатления непередаваемые и незабываемые, но было и страшно. Казалось, что расстояние в несколько морских миль к нашей яхте такой торнадо сумеет преодолеть за пару минут. Благо, водяные вихри так и остались вдалеке. В Джакарту наше судно вернулось только к наступлению темноты.
Столичная суета и поездка в Джокьярту
Еще до путешествия к вулкану я уже провел пару дней в столице Индонезии. Точнее я простоял эти пару дней. Простоял в пробках, в сравнении с которыми, московский час-пик кажется не таким уж безнадежным. Куда бы вы ни собирались в Джакарте, вам придется стоять в пробке очень долго. Что бы я ни планировал, мои постоянные простои на столичных дорогах все ломали. После возвращения в столицу я тут же захотел поехать куда-то еще. Выбор пал на самую центральную точку Явы – Джокьякарту.
Мимо меня проносились рисовые поля и деревни. Дорога заняла у меня около десяти часов, хотя уже после двух часов тряски в поезде, смотреть на часы желания не было. Скорость поезда менялась постоянно. То мы несемся километров под сто, то едем так медленно, будто нас тянет старый уставший конь.
Попав в Джокьякарту, а точнее оказавшись в окрестностях этого древнего городища, мне сразу же захотелось посетить Парабанан и Борободур. Это входило в мои планы. Скажу больше, заскочить туда стоит каждому. Два комплекса храмов, которые поражают всех, кому удается их увидеть. Первый, Парабанан, построен буддистами, второй, Борободур, является индуистским центром. В то время, когда эти религии переживали свой «золотой век», эти храмы были местом собрания десятков тысяч верующих. Сегодня в таком количестве тут можно увидеть только туристов, пытающихся успеть сделать больше фотографий и прочувствовать дух эпохи древних королей Явы. Кстати, о королях. Попав в сам город, обязательно стоит посетить Водный дворец и Кератон (дворец султанов).
Величественные храмы Джокьякарты и бесконечный вечер
В Борободуре я оказался еще до того, как начался закат. Важно, чтобы вы начали взбираться на ступу до захода солнца, а вот рассвет встречали уже на ее вершине. Это местная традиция, которую настоятельно просят соблюдать и всех приезжих. Естественно, одиноким меня назвать в эту ночь было нельзя. Вместе со мной взбирались сотни три туристов и паломников. К утру количество людей на небольшой ступе увеличилось раза в два.
Когда взбираешься по крутой лестнице, и особенно когда оказываешься на вершине, тебя полностью поглощает ночь. Понять, насколько Борободур величественный и восхитительный храм сразу не выходит. И только к утру, в лучах красного рассветного солнца, ты понимаешь – это невероятное зрелище. Ступа исполинских размеров со своими восемью ярусами предстает перед тобой. Лики Будды, коих тут не менее пятисот, смотрят, кажется, прямо и только на тебя. Десятки тысяч барельефом проступают из темноты, интригуя и завораживая. Ты понимаешь, что похож на маленького муравья, среди чего-то великого, несоразмерного с человеком. И это не только относительно физической площади храма, но и духовной. Это все давит на тебя, но не угнетает. Борободур воодушевляет на саму жизнь.
Прамбанан, как ни странно, оказался совершенно другим. Он воздушный, прекрасный и великолепный. Это сплошные кружева, только не шелковые, а из камня. Все стремится ввысь, словно пытаясь улететь. Комплекс довольно большой. В нем несколько различных по размерам храмов, но сначала привлекает внимание только один – Лоро-Джонгранг, возвышающийся на сорок семь метров вверх. Это дань Богу Шиве. Местные говорят, что подобного нет во всем мире, в том числе и на территории Индии. Борободур оказался памятником мирозданию во всем его совершенстве – великий, точный, непоколебимый и необъятный. Парамбанан стал символом хаоса, метафорического бытия и веры в извечное совершенство импровизаций судьбы. Первый храм – студент, прекрасно разбирающийся в точных науках, второй – ветреный, но не менее глубокий. Как два брата эти храмы стоят рядом и влияют на все вокруг.
Признаюсь, отойти от посещения двух храмовых комплексов мне было нелегко. В голове ютились тысячи незаконченных мыслей. И все же, пришлось справиться с этим состоянием, чтобы пойти поужинать. Выбрал я ресторанчик Паку Билалю. Это небольшой дом, в котором много музыки и свечей. Все блюда готовятся исключительно в очагах, которые разогреваются при помощи свежих дров. Заходя внутрь, чувствуешь жар. Дарят большой веер, который очень кстати уже через полчаса. Бесконечная музыка. Бесконечный вечер. Невероятно вкусная еда и местная выпивка…
Султан-губернатор, дворцы и демократия Явы
Сегодня Джокьякарта – это вотчина десятого султана династии Хаменкгкубувоно. Кроме традиционного поста, дарованного ему семьей, он официально выбрал губернатором целой области. У него есть свой большой губернаторский дворец, недалеко от которого стоит кератон – тоже дворец, но уже султанский. Оба дворца принадлежат одному правителю. Это здесь считается нормальным. Никто в цивилизованной Европе не способен понять такого положения дел. Султан, который априори имеет безграничную власть над подданными, является губернатором, который ограничен демократической конституцией. Такой вот парадокс. С другой стороны, местным нравится. Они любят султана и считают, что именно он должен быть губернатором. Мол, больше для народа сделать сумеет. И он делает.
Но, не только необычными укладами, дворцами и храмами славится Джокьякарта. Здесь каждый найдет для себя много интересного и удивительного. Здесь всегда играет музыка. Здесь улыбаются люди, идущие навстречу. Здесь едят рис и пьют чай. Здесь любят жизнь, поклоняются древним богам, чтят султана и избирают губернаторов. Здесь ты чувствуешь себя частью чего-то большего…