Для детей, больных на ДЦП, характерные расстройства зрения. Поэтому рекомендуем такие упражнения, которые дают положительные результат в работе с нашими учениками.
1. Закрыть, открыть глаза (кстати, закрыть глаза оказалось очень складывающейся задачей Дети закрывают глаза руками, или отворачиваются)
2. Не изменяя положение главы, посмотреть на потолок, влево, вправо, на подлога.
3. Не изменяя положение главы, описать в воздухе круг, квадрат, цифру 8.
4. Посмотреть на левое, правое плечо.
5. Закрыть глаза поочередно, сначала левое, потом - правый глаз.
Все эти упражнения имеют важное значение для учеников, которые учатся дома в период обучения грамоте, математике.
Период обучения письму и чтению для учеников с ДЦП имеет важное значение. Овладение грамотой готовит учеников к усвоению всех основ наук в дальнейшие года. Это средство обретения учениками не только привычек правильного чтения и письма, а и коррекции, развития языка, мышление, основных психических процессов.
В связи с недоразвитием детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и своеобразностью эмоционально-волевой сферы мы организовываем занятие так, чтобы учебная деятельность ученика была вызвана мотивами и нуждами, доступными, понятными детям. Например, ребенку необходимо узнать, что написано под рисунком, прочитать слово, узнать букву, чтобы правильно прочитать слово, если другие буквы известные, прочитать отгадку к загадке, записать отгадку. Подбираем такие дидактические игры, которые требуют от учеников индивидуальных ответов Например, на уроке чтения в 1 вспомогательном классе в период обучения грамоте используем такие игры и упражнения:
1. Общий звук во всех словах. Учитель называет 5-8 слов, в которых есть общий звук. Ребенок должна назвать его. С этим звуком придумать слова, а потом учитель показывает его графический знак - букву.
Зима - мороз - звук - звезда - Зина - задача (3).
Доска - дорогая - дар - два - дерево - двор (Д).
2. «Сколько звуков и букв?» Учитель произносит слова. Ребенок с помощью карточек с цифрами показывает, сколько звуков и букв в каждом слове
Если ребенок отвечает правильно - получает красный кружочек, ни - синий. Ученики стараются, выиграть как можно больше красных кружочков.
3. Учитель показывает рисунок, дети поднимают букву, из которой начинается название предмета, изображенного на нем.
4. Игра «Почтальон». Учитель раздает разные открытки с рисунками. Ребенок рассказывает содержание полученного рисунка.
5. «Волшебные клеточки». Ученики получают лист бумаги с начерченными на нем клеточками. У клеточки ребенок вставляет из разрезной азбуки буквы С, М, С, М, И, чтобы вышли слова «СОМ», «ОСЫ», «МЫ» (в ширину и длину).