Начиная с трехлетнего возраста, детей начинают знакомить со звуковой стороной слова. В речевых играх отчетливо и внятно произносить гласные и согласные звуки, различать на слух сходные и разные по звучанию звукосочетания, произносить звукоподражательные слова в разном темпе (быстро, медленно), с разной силой голоса (тихо, громко).
Познакомьте ребенка с такими терминами — «слово» и «звук». Объясните ребенку, что слово состоит из звуков. Читайте ребенку художественные произведения, авторы их, увлекательно рассказывают о каких – то событиях, обращайте внимание на значение слова, на его смысловую и звуковую стороны.
Усвоению терминов «слово» и «звук» помогут игры.
Загадки – складки.
Подберите потешки, считалки, состоящие из двух – четырех рифмованных строчек. Читая их ребенку, умышленно не договаривайте последнее слово или последний звук, а ребенок должен добавить недостающее слово. Если ребенок не понял значения терминов «слово» и «звук», он не сможет выполнить ваше задание. Прочитайте ребенку текст стихов, в которых недостает последних слов.
- Где обедал, воробей? Самолет построим сами,
- В зоопарке у …(зверей). Понесемся над …(лесами).
У себя в саду Андрейка Михаил играл в футбол
Поливал цветы из …(лейки). И забил в ворота …(гол).
Используйте стихи А. Барто и много других произведений.
Волшебная палочка, подскажи!
Сделайте волшебную палочку, которой вы будете дотрагиваться до какого – нибудь предмета и громко называть его. Обращайте внимание ребенка на то, как вы произносите слова, пусть и он отчетливо произнесет их. Рассмотрите предметы вашей комнаты. Дотроньтесь волшебной палочкой до стола. Послушай, как звучит это слово – сстоол. А теперь произнеси это слово вместе со мной. Дайте ребенку волшебную палочку, пусть он называет предметы, которые находятся в вашей комнате: стул, шкаф, лампа, штора и другие предметы.
Цель этой игры научить малыша внятно произносить гласные и согласные звуки, отдельные слова. Проводится с детьми трех лет.