С раннего возраста, как только малыш научился держать в руке ложку, палочку, карандаш, начинает непреднамеренно водить по плоскости. Дайте малышу фломастер,(в этом возрасте их привлекает все яркое) и он с интересом будет водить по листу оставляя след. Объяснить, что он хотел изобразить, еще не может.
В возрасте 2 – 4 лет, ребенок может, не отрываясь от своего творчества, зачертить несколько листов. С большим интересом рассматривая след оставляемый карандашом. Этот период называется периодом КАРАКУЛЬ.
Но как привить малышу интерес к рисованию? Тут нужна помощь родителей. Для начала научите малыша воспринимать окружающий мир. Детское восприятие основывается на восприятии взрослого. Взволнованное удивление и радостное внимание взрослого открывает малышу «окно» в мир прекрасного. «Какие прекрасные цветы!», «Какая зеленая травка на поляне!», «Какой яркий мячик!», «Какие тучки плывут по небу!» и т. п.
Для того чтобы малыш рисовал с удовольствием, необходимо проводить в игровой форме. Для этого придумайте и убедительно расскажите историю о нуждах и заботах, каких — то игровых персонажей (мишка, белочка и др.) В младшем возрасте малыш готов помочь только конкретному персонажу, поэтому он должен получить «своего» персонажа, которому будет помогать.
Начинайте обучение с рисования штрихов. Просто рисовать штрихи малышу не интересно, но если на листе нарисовать цветочек и предложить малышу нарисовать травку вокруг цветка, получится зеленая поляна.
Второй вариант. На листе нарисован цветок, давно не было дождика и он может засохнуть. Помоги цветку, нарисуй дождик.
Для овладения вращательными движениями руки с карандашом, опять используйте игровой прием. Предложите нарисовать клубочки для котенка.
В зимнее время понаблюдайте, как идет дым из трубы, возвратившись с прогулки, пусть малыш нарисует.
Во время рисования малыш учится следить взглядом за движением карандаша по бумаге, замечать нанесенные на бумагу линии и умение рассказать, что он нарисовал.
На заданный вопрос («Что ты нарисовал?») ребенок задумается, постарается привлечь опыт, полученный в процессе ознакомления с окружающей средой. Если изображение не соответствует ответу малыша, не спешите опровергать его ответ. Просто покажите иллюстрацию названого предмета в книжке.