Все психологи советуют: для гармоничного развития ребенка нужно чаще с ним играть! И это вроде бы понятно, но вот кто бы объяснил, как с ним играть?! Эта статья - своеобразное руководство к действию, вернее, к игре!
Итак, правило первое: играть - это важное дело! Для этого нужно специально выделить время и место. Вас напугала такая жесткая постановка вопроса? На самом деле это могут быть 15 минут в день, но, как говорят подводники, с полным погружением! Место должно быть таким, где Вас и ребенка трудно будет потревожить. Как в театре, лучше отключить сотовый и обычный телефон (напоминаем, всего на 15 минут!). Выключите телевизор и все, что издает звуки. Если Вы все еще продолжаете читать, то есть для смелых – правило второе: игрушки. Этими игрушками Вы играете только вместе и никогда в другое время. Желательно отобрать несколько из тех, которыми обычно играет Ваш ребенок. В зависимости от возраста ребенка, они разные. Можно завести специальный ящик для их хранения. Помните, что Ваша совместная игра - это таинство, чудо, и условия должны, как Вы понимаете, создавать атмосферу. Теперь правила самой игры. На эти 10 минут забудьте, что Вы - отец и должны постоянно воспитывать свое чадо. Или говорить, как нужно и как не нужно, задавать вопросы. Или лидировать в игре. Установка с Вашим ребенком глубоких доверительных отношений.
При Вашей игре с ребенком запрещено:
1. Критиковать ребенка. Потому что тогда самооценка снижается, а играть и спонтанно проявляться становится все труднее.
2. Командовать. Потому что если Вы командуете, Вы заявляете: «Я здесь главный!». А в этой игровой 10-минутной ситуации важно дать возможность ребенку почувствовать себя лидером, главным. Команды могут быть прямыми («Дай мне мяч»!) И косвенными («Давай построим дом»). Как Вы уже догадались, желательно избегать и тех, и других. Команды мешают ребенку проявлять инициативу и заставляют усомниться в собственных силах. А по Вашему авторитету не беспокойтесь - потому что все время, оставшееся все равно главный Вы!
3. Задавать вопросы. Потому что вопрос блокируют спонтанность и заставляют ребенка думать, что отец не согласен с его действиями. И еще: задавая вопросы, Вы не успеете понять внутренний смысл игры, и ее логика не успеет проявиться. Что же нужно делать? Не сидеть же молча? Нет. Надо учиться:1. Описывать игру ребенка, то есть просто называть то, что ребенок проделывает у Вас на глазах. Это простое действие помогает ребенку развивать игру, лучше понимать, что он делает. А также повышает внимание к собственным действиям и способствует развитию речи.2. Отражать высказывания. В ответ на слова ребенка Вы повторяете их, добавляя подробности происходящего. Например, если ребенок берет письмо и говорит: «Рисовать», Вы можете отразить его высказывания так: «Ты хочешь порисовать мелом». Отражение стимулирует развитие речи, расширяет словарный запас ребенка, а также является свидетельством Вашего внимания к его словам и действиям. И самоуважение ребенка при этом повышается и появляется стремление проявить себя еще лучше.3. Имитировать действия ребенка. «Моя машинка поедет на базар», - говорит ребенок. «И моя машинка поедет на базар», - говорите Вы. Вы поддержали игру ребенка и провоцируете его продолжить фантазировать. И еще: в дальнейшем и ребенок будет внимательным, копируя Ваши действия.4. И самое важное - хвалить! Лучше всего хвалить за конкретные действия («У тебя вышла высокая башня»), а не вообще («Ты хорошая девочка»!). Это, естественно, повысит самооценку ребенка, поможет смелее осваивать новые навыки, повысит уровень доверия между вами. Рекомендуем Вам осваивать эти навыки постепенно. В любом случае, легко говорить, а трудно делать. Но немного настойчивости вместе с желанием - и у Вас все получится! Играйте с удовольствием! Играйте на здоровье!