Персона: История – это мы
Чарльз Морган – глава семейства Морганов, которым принадлежит известная автомобильная марка. На вопрос, как удается такой небольшой, хотя и вошедшей в мировую автомобильную историю, компании, да еще расположенной в Малверн-Линк в английской глубинке, выживать, когда конкуренты объединяются ради миллиардных инвестиций, заключают перекрестные сделки, обмениваясь технологиями, а промышленные мегаконцерны упираются в проблему перепроизводства, он, на мгновение теряя чисто британское хладнокровие, ответил: «Ясно же, что нас ждет успех, иначе я бы на все это время не тратил. Мы, несомненно, маленькая компания, и цифры у нас тоже небольшие. Но уверен – и эта вера меня ни на мгновение не покидала, – что всегда будут люди, которые захотят выделиться за счет чисто английского стиля. И чисто английского юмора. Мы – воплощение такого стиля. И моя компания отличается тем, что мы сами себя не принимаем всерьез». Когда слышишь, как человек говорит об автомобильной компании от первого лица, это производит впечатление. Ни один обычный менеджер никогда не осмелится назвать стратегию «своей», куда проще высказаться обобщенно, чтобы никакой личной ответственности. Но Morgan – эталон семейного бизнеса. Основал фирму в 1910 году господин Генри Фредерик Стэнли Морган, и он же единолично руководил ею вплоть до 1959 года. После его смерти за штурвал семейного бизнеса встал сын основателя Питер. Он так же единолично направлял ход компании до самой смерти, до 2003 года. Затем бразды правления перешли к внуку Чарльзу. Который до того занимался совсем другими делами... Вы, в отличие от отца, не сразу пришли в семейный бизнес? Десять лет, с 1976 по 1986 год, я проработал оператором на английском телеканале ITV. Мне нравилось снимать сюжеты для новостей. Но семейные интересы потребовали отказаться от любимого тогда дела. Это было непросто. Но работать в семье вообще непросто. У меня пятеро детей, и я был бы рад, если бы однажды и они решили связать свои имена с нашим фамильным предприятием. Но родительские права не бесконечны: мы можем дать им образование, воспитать, подсказать, а навязывать собственный выбор – это не дело.
Morgan должен быть узнаваем, это должен быть Morgan. Не можем же мы обманывать ожидания. И никаких футуристических линий, никаких, прошу прощения, итальянских дизайнеров. Мы англичане и гордимся своими корнями. Не нужно забывать, Великобритания была и остается нескончаемым источником новых технологий. Посмотрите только, какие имена – Ricardo, McLaren. Ну да, только в английской промышленности сегодня не так-то много английского... Это относится только к собственности. Если раньше было много небольших, но на 100% английских предприятий, то сегодня картина изменилась. Но посмотрите по объемам: в Англии ежегодно выпускается два миллиона двигателей, и это не считая тех, что идут на автозаводы. На мой взгляд, мы наблюдаем возрождение национальной промышленности, и Morgan – его полноправный участник. Национальные корни защищать необходимо, и из ваших уст слова защиты звучат в высшей степени убедительно. Что ваша фирма готовит на будущее? У нас в планах новая гамма автомобилей, но от традиций мы не отходим. В 2016 году будет готова новая платформа, на которой можно будет строить несколько моделей. Однако при небольших объемах заработки не обязательно тоже маленькие: 1200 автомобилей в год позволят выйти на рентабельность в 10%. Я хорошо знаю, как устроен этот мир, и могу утверждать, что о таких показателях мечтают многие, особенно в мелком, ремесленном производстве. А кстати, кто для вас конкуренты? В Великобритании нишевых производителей немало, но они недотягивают до наших масштабов, а главное, им приходится продвигать свои бренды с нуля. Не говорю о проблемах с сервисом. Мы же гарантируем наличие запчастей для любого автомобиля. Если хотите, чтобы я кого-то выделил, мне нравится немецкая Alpina, хотя она крупнее и слишком завязана на BMW. Вы собираетесь расширяться? Надо признать: Европа окончательно потеряла свое значение, кризис ощущается. Сегодня мы продаем здесь 30-50 автомобилей в год, вдвое меньше прежнего. И хотя тут все так же много автофанатов, чья любовь к красивым автомобилям не иссякает, с точки зрения бизнеса теперь мы ставим на Китай и CША. Для этих рынков недавно возобновили производство 3 Wheeler, спрос на него лишь растет.
Семейное дело
Контрольным пакетом компании из Малверн-Линк до сих пор владеют Чарльз Морган и его сестра. Слухи о новом собственнике, как оказалось, были безосновательны.
Люди ждут, что управлять фирмой Morgan будет кто-то с фамилией Морган, поэтому я уходить не намерен.
Вручную
В 2012 году компания Morgan выпустила порядка 1200 автомобилей – вдвое больше, чем в 2007-м. В это число входит и 3 Wheeler, сертифицированный как мотоцикл. Конвейера на заводе нет, все делается вручную. Работают тут 200 человек.
От телекамеры к автомобилям
До того как Чарльз Морган стал руководителем семейного предприятия, он десять лет проработал оператором в одной из крупнейших британских телесетей – ITV.
От нас никогда не дождутся автомобиля в футуристическом стиле, и Morgan ни за что и никогда не пригласит на работу дизайнера-небританца.
Малверн-Линк. На фирме есть и свой музей
Ближайшие к Малверн-Линку аэропорты – Бристоль и Бирмингем. Завод расположен на Пикерсли-роуд, здесь автомобили Morgan собираются с 1918 года. Посетителям всегда рады. Визит на завод, скорее похожий на ремесленную мастерскую, обойдется в 12 фунтов 50 пенсов. В маленьком музее собраны автомобили, обозначившие эпохи в истории марки. Посетителей хватает: каждую неделю четыреста человек отдают дань уважения имени, ставшему легендой. Билеты можно купить на сайте.
Чистокровный «британец» Деревянный руль, отверстия в спицах, четыре циферблата и кожа везде, где только можно. Салон Morgan – квинтэссенция английского автомобиля. А вот двигатель – от Ford, коробка передач – от Mazda.